Учителя и ученики

С 1992 года Ольга начала заниматься живописью с детьми. Первые годы этой работы проходили очень трудно. Существующие методики преподавания живописи не всегда соответствовали духу времени и задачам, которые ставила перед собой художница.

Первыми ее учениками были малыши 3-4 лет. Работа с такими детьми требует особого подхода. Чтобы удерживать их внимание нужно не только интересно рассказывать, но и много показывать. Поэтому художница разработала авторскую методику преподавания для детей младшего возраста, включающую в себя не только основы живописи, но и начальные знания по музыке и общему эстетическому воспитанию. Суть методики: научить детей смотреть и ВИДЕТЬ, слушать и СЛЫШАТЬ, используя Золотой фонд мирового литературного, изобразительного и музыкального наследия.

Для этой методики Ольгой были разработаны целые комплекты интересных наглядных пособий, развивающих игр, подборки музыкальных записей, помогающих маленькому человеку увидеть и понять эстетику окружающего мира. Среди таких комплектов есть и дающие первые навыки конструирования. Некоторые из этих работ Ольга предложила редакторам журнала «Мурзилка». Работы понравились. Часть из них была опубликована в журнале.

Ольга всегда придает очень большое значение тому, как воспринимают занятия дети. Интересно ли им, с удовольствием ли они приходят к ней. По глубокому убеждению художницы истинное предназначение педагога разбудить искру таланта и желание творческой деятельности, которые заложены в каждом ребенке. Ведь не талантливых детей не бывает. Ольга не только передает часть своих знаний ученикам, но и сама многому учится у детей.

В каждой персональной выставке художницы обязательно принимают участие и все ее ученики. Дети с радостью готовят свои лучшие картины, придумывают интересное оформление и даже посвящают своим работам собственные стихи.

А первые ученики художницы уже совсем взрослые люди. Она всех их помнит и любит. И очень надеется, что увлекательное путешествие, совершенное в мир прекрасного в детстве помогло им стать умными, тонкими и чуткими людьми.



Вот, что говорит о своей работе Ольга: «Научить ребёнка не просто рисовать, но и чувствовать это мир, трепетно относиться к каждому мгновению жизни – будь то первый луч солнца на рассвете, порхание бабочки или сильная метель в предновогоднем лесу – одна из труднейших задач воспитания. Ведь в детстве закладывается фундамент, на котором будет строиться вся жизнь человека. Очень серьезно разрабатывала план занятий, готовила материалы: репродукции картин, рассказы о художниках, песни из мультфильмов (самых хороших наших мультфильмов), делала инструментальные фонограммы песен на синтезаторе, русские сказки на видео, диафильмы, записи классической музыки, сама играла... План называется «Образное восприятие мира через изобразительное искусство, музыку и литературу.»

И вот уже почти двадцать лет так работаю.

Со временем я поняла, что надо просто ЛЮБИТЬ. Просто смотреть в глаза ребенку и хотеть узнать, что его тревожит, чему он радуется; сопереживать, никогда не повышать голоса. Еще надо обязательно разговаривать с родителями. Они, конечно же, хотят знать об удачах и трудностях своих детей. И никакие теории, законы психологии не помогут – поможет только искреннее уважение, обращенность на человека.





Сейчас уже те ребята, которые были у меня в самом начале, приводят своих детей! И я всегда очень рада встрече с теми, кто много лет назад стоял за мольбертом, пел вместе со мной и с другими детьми лучшие песни и уносил домой прекрасные рисунки!»







Незабытый мотив

Часто думают, что художник – это человек, необремененный заботами и трудами, ведущий легкую, веселую жизнь. А как будет настроение – так и порисовать себе в удовольствие можно. Это стереотип, не имеющий к реальности никакого отношения. Достаточно вспомнить великих художников разных времен, которые были не только художниками в узком понимании этого слова, но и, без сомнения, яркими, сильными личностями.

Учась в институте, мне и в голову не приходило, что все настолько серьезно. С годами начинаешь понимать, что только выстраданная картина, картина, которая стала частью себя, своей жизни и души, может по праву считаться удавшейся.

Когда и где начинается картина? Думаю, немногие могут вразумительно ответить на этот вопрос. Иногда вдруг в какой-то момент из глубины души всплывает давным-давно забытое чувство. Среди оглушающего шума сегодняшней жизни, в убивающем все живое ритме молнией, зарницей июньской (такой же летучей и такой же далекой) вспыхивает одно лишь слово или мотив старой песни. И понимаешь: вот – основа; вот то, на что можно опереться.

Человек может переключить свое внимание на другое, а мысль уже работает, образы постепенно, иногда с большим трудом, всплывают в сознании, и думаешь: «Нет, не то… не то…»

Очень помогают песни. Мои любимые песни. Я вижу их настроение, колорит. «Где-то в одиночестве колдует репродуктор вдалеке…» И старый заброшенный парк обступает: мокрые стволы сосен тянутся ввысь, упираясь в тяжелое, как невыжатое полотенце, серо-зеленоватое небо. Заросшая поляна, еще такая яркая и звонкая летом, теперь опустела, как и окружающие ее детские качели и карусели. И вся эта торжественная тишина отражается в лужах, которые, кажется, живут своей жизнью, то извиваясь между стволами и дорожками, убегая вдаль и возвращаясь, как будто испугавшись чего-то там, в неизвестной дали; то разливаясь, как море на твоем пути, преграждая путь и делая таким желанным противоположный берег. Но не печальна эта картина. Там, в парке, все окутано таинственным светом. Мягким, теплым, желанным. Потому что это свет надежды, ожидания. Это только краткий необходимый отдых перед новой встречей с весной. Ждите Весну!

Может пройти много времени. Годы! Прежде, чем эта композиция обретет свою форму и цвет.

Но и это еще не все! Наступает самое трудное время: как выразить то, что ты хочешь на бумаге. Сотни испорченных листов, напрасно (как думаешь) потраченного времени… Наконец приходит день, в который понимаешь: ты ничего большего, чем уже есть, сделать не можешь.

И вот тогда садишься за большой размер, неспеша раскладываешь пастель, еще раз себе говоришь, что все твои заготовки никуда не годятся… и начинаешь все сначала.

Обычно, чтобы написать серьезную картину пастелью на большом размере, требуется около месяца. Все это время на листе что-то изменяется, двигается, изменяется цвет, настроение... Мои картины – что-то среднее между импрессионизмом и передвижниками, так что ничего необычного (черных квадратов и красных кругов) в них нет.

А потом, уже оформленная, в раме, картина воспринимается как собственный ребенок, которому отдал часть жизни и души и который уже от тебя не зависит. Потому что, как замечали многие художники, картина живет своей жизнью. Но найдет ли она отклик в душах других людей, будет всегда зависеть от того, как много сил, труда и сердца ты вложил в свое творение.

И это дорога без конца, потому что за одной работой следует другая, совсем не похожая на предыдущую, со своим характером, а значит и со своей судьбой. А когда и ее завершишь – остаешься в одиночестве, открыт всем ветрам и слушаешь… Душа слушает, хочет чувствовать жизнь, которая даст новую тему. «Но согревает всегда нас в пути наш незабытый мотив…» Потому что незабытый мотив – это музыка, услышанная нами от начала, это Любовь, данная нам Богом, горение сердца и желание привести в этот мир Красоту Небесную.

Ольга Приходько